Имя Александра Штаркмана, солиста Московской филармонии, ученика профессора Сергея Доренского, сына известного в нашем городе по гастрольным выступлениям Наума Штаркмана, привлекло достаточно большую слушательскую аудиторию. Заявленная программа - фантазия до минор, соната ля мажор Моцарта и соната си минор Листа - по причине своей хрестоматийной известности ставила перед исполнителем проблему индивидуального прочтения. А. Штаркман предложил самарской публике эксперимент: в Моцарте сыграл все вдвое медленнее авторских темпов, отчего в музыке австрийского композитора то мелькали бетховенские образы, то появлялась листовская философичность (в фантазии), то проступала простодушная шубертовская лирика (в сонате). Юбилейный концерт музыки Мусоргского открывал абонемент "Да ведают потомки православных" и собрал почти полный зал. Его центром стали две премьеры, осуществленные по инициативе главного дирижера оркестра Михаила Щербакова. Известно, что Мусоргский не успел закончить свою последнюю оперу "Хованщина", ее завершил Римский-Корсаков, присочинив "свой" финал. До сих пор среди исполнителей идут поиски вариантов окончания оперы. По замыслу автора, венчать народную музыкальную драму должен был хор сгорающих раскольников. В начале XX века эту сцену инструментовал Стравинский, однако ноты были утеряны во время первой мировой войны. Существует видеозапись "Хованщины" с Клаудио Аббадо, где финальная сцена исполняется в инструментовке Стравинского и начинается с темы "Господа правды исповемы". Московский источниковед и композитор Антон Висков обнаружил в архиве другие эскизы Стравинского и завершил его работу. В Самаре впервые в России прозвучал вариант со словами "Господь мой, защитник и спаситель".
|