Распространение электронной версии газеты «Самарское обозрение» запрещено без согласования с редакцией.


Самарское обозрение
09.11.99
N45
Людмила Белкина

Владимир Жуков: Самара будет Самарой

Фото 1
С Владимиром Жуковым, главным архитектором города Самары, заместителем директора городского департамента по строительству и архитектуре, мы встретились в его рабочем кабинете на ул. Молодогвардейской, 25. Темой разговора было развитие Самары. В кабинете главного архитектора висит большая карта города, снимок из космоса
- Владимир Иванович, кто и когда подарил вам эту карту, если не секрет?
- Сотрудники ЦСКБ Козлова, этой весной. Их спутники-фотоаппараты делают такие снимки-карты.
- Вы на нее часто смотрите?
- Конечно.
- Вдохновляет?
- Да! Поработаешь с генпланом, потом подходишь к этой карте и видишь город сверху. Мы, кстати, тоже стали фотографировать город с самолета. Сразу ясно, где какие проблемы, удобно следить за динамикой развития.
- Раньше у нас был Госплан, все хозяйство было плановым. Теперь этого нет. Как развивается сейчас город, по плану или нет?
- Генеральный план города действует до 2005 года.
- С какого времени?
- С 1986-го.
- Он не устарел?
- Этот план еще учитывал плановое развитие промышленности и строительство жилья. Он делался почти 10 лет, потому что его надо было согласовать с планами развития каждого министерства, чьи промышленные предприятия находились на территории города. А, как известно, промышленность - основной градообразующий фактор. Правительство выделяло средства на все виды строительства, мы их "осваивали". Но ситуация изменилась. Сейчас сто с лишним строительных фирм - крупных, мелких, и каждая хочет строить в городе жилье, гостиницу, торговый комплекс и т.д. В Самаре жилье худо-бедно продолжает строиться. Каждый год частные фирмы сдают 200 с лишним тысяч квадратных метров.
Многие считают, что генплан не нужен, пусть город развивается сам собой. Но развитие города - территориальное, инженерное, транспортное - обязательно нужно планировать. Без этого городу нормально развиваться невозможно. Думаем со следующего года начать подготовительную работу к новому генплану. Первый этап - это концепция развития города. Вдоль Волги сложилась большая агломерация - Новокуйбышевск, Самара, Тольятти. Самару нужно рассматривать в ее контексте, учитывая связи и развитие всех трех городов. Например, что нам делать с самарским Заречьем, этой большой строительной площадкой? По предварительным проработкам, с намывом грунта до незатапливаемой отметки можно построить жилье на 300 тысяч человек. Намывать там землю до десяти метров или делать районы-острова, как в Голландии? Застройка Заречья даже стала темой Самарского международного семинара архитекторов 1998 года.
- Кто у нас будет работать над концепцией развития города?
- Мы создаем для этого творческую группу. Приглашаем специалистов из архитектурно-строительной академии, опытных архитекторов-проектировщиков, ученых, экологов, занимающихся градостроительными проблемами.
- Раньше город застраивался многоэтажками...
- Структура застройки города утверждалась "Госстроем". Панельная застройка доходила до 70 процентов, кирпичная - до 25. Строительство индивидуального жилья в городе было запрещено. Сейчас, планируя новые микрорайоны, мы предусматриваем смешанную застройку: индивидуальную, блочную, разной этажности, от коттеджей до 12-15-этажных домов.
- А где такие микрорайоны в Самаре, можно узнать?
- Они у нас пока в проекте. Но в городе вся застройка уже ведется так. В Самарском или Ленинском районе строятся дома разной этажности, с культбытом. В районе Самарской площади строятся дома в 5-7 этажей, чтобы сохранить масштаб площади. Реконструируются и строятся дома в 5-7 этажей вокруг музея им. Алабина. У нас сейчас нет типовых домов вообще, все строится по индивидуальным проектам. Примером смешанной застройки можно назвать 5-й микрорайон - МЖК, где рядом с 9-10-этажными домами ведется строительство 2-3-этажного жилья. Такой опыт будет внедряться и в других районах города.
- Насколько вас устраивает, как строится сегодня жилье за городом? Иногда едешь по трассе и изумляешься: стоят три огромных коттеджа в чистом поле.
- Беда в том, что загородное строительство ведется, мягко говоря, стихийно. Никто не предусматривает комплексного развития культбыта: магазинов, детских садов, школ, транспорта. Идеально же было бы так: мы проектируем рядом с городом жилой поселок, дороги, транспорт, инженерные коммуникации, культбыт, и только потом выделяются земельные участки под строительство жилья. Но сегодня у одного застройщика денег достаточно, у другого нет, строят кто как может. У нас, к сожалению, сейчас нет банковского кредитования строительства. Должна работать ипотека, чтобы люди могли взять кредит под строительство и, объединившись в товарищество, строили бы себе комплексно вместе с жилыми домами магазин, больницу, телефонную станцию, детский сад.
- Вы собираетесь регулировать этот процесс?
- Да, в первую очередь планировать участки застройки так, чтобы гармонично связать их с городом. Все это будет учтено в генплане. Даже будут рекомендации по застройке таких поселений и контроль за строительством.
- В нашем городе не утихают споры вокруг сноса старых зданий. Есть ли у нас перечень памятников и четкая программа по работе с ними?
- В городе имеется перечень зданий и сооружений, являющихся памятниками архитектуры, культуры, истории. Сейчас готовится постановление по созданию комиссии с целью проведения инвентаризации существующих в перечне зданий-памятников. Задача комиссии будет состоять не только в том, чтобы часть этих памятников снять с учета, но и в том, чтобы выявить новые исторически ценные здания и сооружения и предложить конкретную программу по их сохранности и содержанию. В комиссию войдут опытные краеведы, архитекторы, ученые, искусствоведы и т.д.
- Некоторые архитекторы предлагают такой вариант: продавать дома-памятники частным владельцам, которые обяжутся их реставрировать и содержать. Может быть, за счет богатых владельцев старый город быстрее преобразится? Или сначала нужно выявить все памятники и охранные зоны? Насколько вообще активно в исторической зоне идет частное строительство?
- Все делается параллельно. Мы никому не запрещаем строить жилье. Но если вы собственник жилья, то сами его содержите и реконструируйте. Мы разрешаем делать даже мансарды к частным и пятиэтажным домам. Но только по всему фасаду, чтобы не повторять уродства ограждений наших лоджий и балконов.
- В свое время писали про идею эстакадной электрички на пневмошинах, которая могла бы ходить от Самары до Тольятти за 40 минут...
- Рассматривались разные предложения по будущим транспортным системам, но все они пока на уровне идей.
- А метро? Как оно пойдет?
- Метро строится. Оно пойдет по улицам Гагарина, Мичурина, потом повернет по Луначарского к Осипенко, пойдет по Ново-Садовой, Самарской, выйдет на Галактионовскую позади оперного театра.
- Говорили, что метро снесет ценные старые постройки.
- Как раз нет. Все трассы метро идут под проезжими частями улиц. Раньше по проекту метро доходило до площади Революции. От этого отказались, кстати, по нашей инициативе. Теперь трасса по Галактионовской дойдет до Льва Толстого, а дальше - на железнодорожный вокзал.
- Старую застройку - пятиэтажные, многоэтажные типовые дома - можно как-то обновить? Она настолько неприглядна... Но ведь люди еще долго будут жить в этих домах.
- У нас есть проекты модернизации "хрущевок" и прочего панельного жилья. "Хрущевки", например, модернизируются за счет строительства мансард. Но беда в том, что мы встречаем сопротивление жильцов. У нас есть заказчик, который хотел бы надстроить комплексно дома вдоль Волжского проспекта между Маяковского и Полевой. Жильцам они готовы отремонтировать дом, все сети, поменять трубы, батареи, пристроить к дому лифт. Но жильцы против: "Ничего не надо, отойдите от нас!"
- Вообще в Самаре нет таких прецедентов?
- В Москве это дело идет, а у нас - никак. А ведь наступает пора что-то решать с пятиэтажками. Все дома имеют срок службы, и он у пятиэтажек кончается. Заказчики могли бы обновить многие старые дома. Вариантов реконструкции в практике строительства городов много, нужно активнее этой проблемой заниматься.
- Какие тенденции вас беспокоят?
- К сожалению, много случаев начала самовольного строительства без согласования документации и без разговора с жильцами соседних домов, после чего начинают идти жалобы. Заказчик должен убедить жильцов в необходимости того или иного строительства, без этого нельзя строить. Порой неаккуратно работают сами строители. Так создается негативное отношение к новому строительству в любом месте города.
- Какой будет Самара в следующем веке? Какой образец развития она выбирает для себя?
- Самара будет похожа на Самару. У нас есть свои особенности. Старый город - это небольшие кварталы, уютные дворы. Мы всеми силами стараемся сохранить самарский дворик. В новых районах сейчас тенденция к уплотнению. На этих площадях можно разместить больше жилья и культбыта. Город украшает разнообразная новая архитектура, особенно в старых районах, где раньше никто ничего не хотел делать. Идет очередное рождение старой Самары. Исчезают предприятия на берегу Волги. Станкозавода нет, КИНАПа нет. Они принадлежат частным фирмам. Нужно, чтобы на их месте на самом берегу Волги появились объекты культурно-бытового назначения, то есть объекты, нужные горожанам. Особенно много жалоб вызывает у самарцев силикатный завод, который давно нужно убрать с берега Волги. Тогда можно будет продлить набережную до Оврага Подпольщиков. Уже есть инвесторы, которые стремятся на улицу Лейтенанта Шмидта. Вдоль берега Волги - это тоже новое - ведется массовое индивидуальное строительство от первой дачной просеки до Красноглинского района.

© 1999 «Самарское обозрение»

Все права защищены.
Нарушение авторских прав преследуется в соответствии с законодательством РФ.