Распространение электронной версии газеты «Самарское обозрение» запрещено без согласования с редакцией.


Самарское обозрение
09.11.99
N45
Светлана Сафонова

Оборотни. Люди в милицейской форме грабили самарских бизнесменов

Лидер преступной группы Николай Сальников всегда 'гуманно' относился к своим жертвам
Ленинский районный суд Самары начал слушания по уголовному делу о преступной группе, члены которой переодевались в форму сотрудников милиции и грабили квартиры состоятельных граждан. Своим жертвам они предъявляли фальшивые ордера на обыск, после чего "конфисковали" их имущество
Лидером и идейным вдохновителем этой преступной группы был некий Николай Сальников, в прошлом уже дважды судимый. Имея за плечами богатейший уголовный опыт, этот человек предпочитал следовать известному принципу "вежливость - главное оружие вора", чем оказывал на потерпевших буквально магическое воздействие. Последние, выступая затем на суде, утверждали, что довольно быстро распознавали в людях, проводивших в их доме обыск, самых обычных воров. Однако не только имевшееся у преступников оружие, но и их обходительность не позволяла им поднять шум. Преступная группа вполне успешно действовала в Самаре на протяжении почти года.
Своих будущих подручных Николай Сальников присмотрел на одном из самарских вещевых рынков в компании молодых людей, торговавших солнцезащитными очками. В разговоре ребята упомянули о своих весьма невысоких заработках, и он рискнул предложить им более оплачиваемую работу. Где-то через неделю Сальников пригласил двух своих новых компаньонов, Игоря Сидоршина и Сергея Волкова, съездить вместе с ним в магазин "Военторг". Те немало удивились, когда их предводитель приобрел два комплекта милицейской формы. Затем компания разжилась по случаю двумя милицейскими удостоверениями и оружием: револьвером 1895 года выпуска и пистолетом "Макаров". Относительно последнего у подручных Сальникова вопросов не возникло, "стволы" в преступном ремесле вещь необходимая. Что же касается формы и удостоверений, план главаря поразил их своей простотой. По его замыслу, милицейские погоны и документы позволяли им проникнуть в любую квартиру без всякого шума и пыли, а липовая санкция на обыск - без малейшего насилия прибрать к рукам все понравившееся имущество. "Клиентов" Сальников предпочитал отбирать сам. Первой в его списке стояла квартира некоего Оганесяна, одного из руководителей ООО "Холод" - хладокомбината на Красной Глинке. Выбрали время, когда хозяин дома находился на работе. Изучив удостоверения сотрудников милиции - майора Владислава Клюева и рядового Октябрьского, - его жена, как и предполагалось, не раздумывая впустила посетителей в дом. Незваные гости объяснили женщине, что, по имеющейся у них информации, в ее доме, разумеется, с ведома ее мужа, один из его приятелей, на самом деле являющийся наркоторговцем, оставил на хранение свой товар, который необходимо изъять. В доказательство своих слов посетители предъявили ордер на обыск.
Перевернув все в доме вверх дном и так и не найдя наркотиков, гости заявили, что до окончания следствия и выяснения всех обстоятельств они вынуждены конфисковать наиболее ценные вещи. После чего стали складывать в дипломат извлеченные в ходе обыска из хозяйских тайников золотые часы, печатки, всевозможные кольца, цепочки, серьги, браслеты и прочие украшения. Заодно забрали и денежную наличность - 5000 рублей и 200 долларов. Перед уходом хозяйке велели передать мужу, что по первой же повестке ему надлежит явиться в райотдел. Как было подсчитано в дальнейшем, материальный ущерб, нанесенный семье Оганесян, составил 86350 рублей.
У следующей потерпевшей, Парабиной, преступники, действуя по той же схеме, похитили 3500 рублей, 4016 долларов, 6000 марок. Как и в первом случае, хозяйка квартиры быстро заподозрила, что это не настоящие работники милиции, но промолчала. То же самое происходило на квартирах и всех последующих жертв. Были даже случаи, когда преступники находили себе добровольных помощников среди соседей. Приехав однажды в дом, где проживал один из бывших одноклассников Сергея Волкова, некий Селиверстов, и не застав ни его самого, ни его родственников, грабители собрались было ретироваться. Но тут дверь неожиданно открыла соседка Селиверстова по коммунальной квартире. Ни малейшего интереса к предъявленному ей удостоверению она не проявила, зато вполне одобрительно отреагировала на заявление людей в милицейской форме, что ее сосед - глубоко законспирированный торговец наркотиками и в его комнате необходимо провести обыск. Женщина охотно согласилась выступить в роли понятой и даже помогла блюстителям порядка взломать дверь к соседу.
А вот следующая квартира стала яблоком раздора между Сальниковым и его компаньоном Сидоршиным. Они "брали" квартиру на ул. Арцыбушевской. Хозяйка, подчинившись напору мнимых работников милиции, спокойно смотрела, как укладывают в чемодан ее 2500 рублей, 1000 долларов, 6000 марок. По дороге домой Сальников начал делить прибыль. Сидоршину он предложил в качестве вознаграждения тысячу рублей. Но тот посчитал эту сумму недостаточной. Компаньоны поспорили, после чего Сальников забрал всю выручку себе.
Поле этого Сидоршин уговорил всех остальных компаньонов начать работать самостоятельно. Это в итоге и привело их всех вместе с бывшим главарем на скамью подсудимых. После устранения от дел Сальникова бригада уже не решалась грабить квартиры и стала промышлять налетами на коммерческие киоски и летние кафе. Теперь их прежде всего интересовали выручка и спиртное. Так, в киоске ИЧП "Пирс", пригрозив продавцу оружием, они забрали 609 рублей и бутылку шампанского. Аналогичным образом они поступили с кафе "Дункан". Помимо 304 рублей выручки, отобрали у напуганного продавца часы "Омакс", золотую цепочку и два кольца.
Последней точкой в их самостоятельной криминальной карьере стало нападение на павильон ИЧП "Вина Франции", расположенный на Самарской площади. После этого они были задержаны.
В ходе судебного разбирательства все обвиняемые, за исключением Сальникова, свою вину признали. При этом они упорно представляли дело так, будто бы их, молодых и неопытных, использовал опытный и искусный вор и чуть ли не под дулом пистолета заставлял грабить квартиры. Насколько серьезно воспринял суд эту версию, выяснится на ближайшем заседании. На этой неделе слушания по делу псевдомилиционеров будут продолжены. Адвокаты преступников, судя по всему, рассчитывают на то, что обвинение их клиентов в разбойных нападениях на квартиры граждан под видом обыска будет переквалифицировано судом в банальное мошенничество - хищение путем обмана и злоупотребления доверием.

© 1999 «Самарское обозрение»

Все права защищены.
Нарушение авторских прав преследуется в соответствии с законодательством РФ.