Распространение электронной версии газеты «Самарское обозрение» запрещено без согласования с редакцией.


Самарское обозрение
09.11.99
N45
Александр Боголюбов

На какие демонстрации мы ходили? Вряд ли на политические

Хотя всем было известно, что 1 мая - День международной солидарности трудящихся, а 7 ноября - годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, все-таки мало было людей с таким буйным воображением, чтобы 1 мая ощущать свою сопричастность "борьбе пролетариата", а 7 ноября испытывать припадок гордости тем, что несколько десятилетий назад в Питере кто-то у кого-то отобрал Зимний дворец. Как ни странно, в максимально политизированной стране как раз политики почти не было. Как нас учили, количество перепрыгнуло в качество: политика - это когда дерутся хотя бы две партии, и всем это видно. Если же партия одна, то это уже что-то качественно другое. Некое, допустим, избранное общество, проникнуть в которое полезно для кармана, а поругать на кухне - отдохновительно для психики.
Праздники были просто праздниками, а демонстрации - праздничными обрядами, массовыми действами, дававшими возможность реализоваться именно празднику всеобщему, массовому. Если это было кем-то придумано, то придумано гениально. Человеку иногда хочется ощутить себя частью чего-то большего, чем он сам. Это дает хотя бы иллюзию бессмертия... особенно если не забыл остаканиться с приятелем в подъезде, пока не стали пропускать колонны на площадь. Мне кажется, бытийственная, экзистенциальная составляющая тех праздников и демонстраций была куда сильнее и важнее, чем их политическая подоплека, давным-давно, по крайней мере к середине 60-х, выветрившаяся и вообще на протяжении советской истории несколько раз весьма существенно менявшаяся.
Теперь это называется Днем примирения и согласия. Мысль правильная, однако "вера без дела мертва есть". Надо бы что-то совместное сделать, чтобы ее, эту благую мысль, ощутить. Может быть, пойдем опять на демонстрацию? К сожалению, ее отменили. А зря: те праздники и демонстрации как раз и были примирением и согласием - с самим собой, со своей мелкостью и житейскими невзгодами, с ближними: вон их сколько вышло на улицу, и все веселые, нарядные, и праздник у нас на всех один...
Нынче, правда, некоторые еще собираются, отмечают Великий Октябрь. Но это уже совсем не то (опять количество во что-то превратилось). Коммунисты и "сочувствующие" собираются по поводу своей исключительности, что-то кричат и при этом очень злятся. Какое уж там примирение.

© 1999 «Самарское обозрение»

Все права защищены.
Нарушение авторских прав преследуется в соответствии с законодательством РФ.